А.Н. Баратов
Так получилось, что устав к полудню от работы, я прилёг на диван и увидел по телевизору передачу, посвящённую замечательному артисту Г.Г.Тараторкину. Вся страна слушала и переживала тяжёлую утрату о безвременно ушедшем, талантливом артисте и хорошем человеке, Георгии Георгиевиче Тараторкине. Вернувшись за компьютер, неожиданно прочёл в интернете, в специализированной группе пожарных на Facebook, информацию, что сегодня, 4-ого февраля в 10.00 в Балашихе во ВНИИ ПО, состоится гражданская панихида прощания с профессором А. Н. Баратовым. Так получилось…..
Наше знакомство с Анатолием Николаевичем состоялось в далёком, 1957 году (т.е. ровно 60 лет назад), когда я только начал заниматься проблемами пожаро-взрывобезопасности в авиации. Анатолий Николаевич был уже кандидатом наук и значительным специалистом в области ПВБ (пожаро-взрывобезопасности).
Наше творческое сотрудничество, переходящее порой в соревнование и даже соперничество, продолжалось долгие годы. Во второй половине 70-х годов более 5 лет он даже был моим заместителем по руководству секцией по борьбе с пожарами и взрывами Научного совета Гос. Комитета по Науке и Технике Совета Министров СССР и ВЦСПС. Но, случилось так, что однажды нечаянно, а другой раз умышленно, он причинил мне большие неприятности: в том числе, своим неожиданным выступлением (без всякого предупреждения), против присуждения группе специалистов под моим научным и творческим руководством, Государственной Премии СССР за разработку пожарной аэродромной машины УТПС , уже на окончательном заседании Комитета по Гос. Премиям. Так что для антипатии и даже для вражды и ненависти к нему у меня причин и оснований было более чем достаточно. Но ни вражды, ни тем более - ненависти никогда не было!
Огромное трудолюбие, и прекрасные результаты его непрерывной и упорной работы всегда вызывали нескрываемое уважение и признание.
Исследования в области фундаментальных законов процессов горения: предельные условия в горении; расширение нижнего значения фундаментальной скорости распространения пламени в невесомости ниже 4 см/с из-за снижения теплопотерь от фронта ламинарного кинетического пламени; особенности взрыва газо-воздушных и пыле-воздушных смесей; детальное исследование механизмов ингибирования процессов горения; сравнительные методы оценки эффективности огнетушащих веществ; разработка общей теории тушения пожаров; множество конкретных видов новых огнетушащих средств - один перечень этих направлений вызывает искреннее уважение у специалистов.
И формальный перечень результатов его деятельности не может не вызвать удивления и восторга: им опубликовано более 550 печатных работ (!!!), 6 монографий, 3 справочника и 2 учебных пособия; получено более 90 авторских свидетельств наизобретения и патентов; под его научным руководством и при его консультативном участии защищено 34 кандидатских и 4 докторских диссертации; он доктор наук, профессор и Заслуженный деятель науки и техники, заслуги которого признаны не только в нашей стране, но и в Болгари, Бельгии, Швейцарии, Южной Корее и Израиле и др.
И хоть по многим его научным позициям и практическим результатам я был с ним не согласен, вёл непрерывные дискуссии и споры (и по тушению пенами и по тушению порошками, где он был безусловным первопроходцем в России, и , особенно, - по аэрозольному тушению пожаров, и по многим другим вопросам), его бесспорные успехи и заслуги не могут не вызывать глубокого и самого искреннего уважения.
Очень велики его заслуги и перед пожарной охраной, и перед обществом, и перед страной! А о смерти этого замечательного человека даже я, его коллега, и почти 60 лет «соперник», узнаю из короткого сообщения на пожарном портале в интернете… а страна, и её народ, для безопасности и благополучия которых он сделал так много…. (вообще почти никто за пределами Балашихи), ничего так и не узнали об этой утрате…
А может дело в том, что он просто слишком долго прожил (ведь он даже успел стать ветераном Великой Отечественной Войны) и в стране уже почти не осталось специалистов его уровня в этой области знаний? Действительно, в стране почти не осталось специалистов такого уровня, чтобы обсуждать проблемы тушения (и недопущения) крупных лесных пожаров, крупных пожаров криогенных углеводордных топлив, которые по сей день нигде в мире не умеют тушить так как их сегодня умеют тушить в России, даже пожары на крупных резервуарах типа РВС, которые за 60-70 лет ни разу не были нормально потушены в России, а сегодня можно было бы их успешно тушить.
Может БАРАТОВЫ стали в России не нужны?
Хорошо, что ещё пока нужны хоть Тараторкины и Киркоровы с Басковыми (пусть хоть эти двое живут долго и счастливо). Вот такие горькие соображения….
Так случилось…
профессор
И.М. Абдурагимов
07.02.2017.
А.Н. Баратов
Замечательный человек! Профессионал, преданный пожарной охране! Светлая Память!